Эрмитаж открыл обновленную экспозицию искусства исламского Ближнего Востока

14 февраля 2017 года в Государственном Эрмитаже после длительного перерыва открылась обновленная постоянная экспозиция “Искусство исламского Ближнего Востока. Мамлюкский султанат”.

В трех залах на третьем этаже Зимнего дворца (№ 385 − 387)  представлены памятники искусства и культуры стран Ближнего Востока XIII−XV веков: Мамлюкского султаната, государства, образовавшегося в середине XIII века на обширной территории Египта, Сирии, а также части аравийского полуострова со священными городами Меккой и Мединой, и Гранадского эмирата – последнего мусульманского государства на юге Пиренейского полуострова.

Открыл выставку Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа. «Это эрмитажный стиль показа восточного искусства, − отметил Михаил Борисович, − Замечательные вещи – это результат собирательских трудов Эрмитажа в течение многих лет. За этой выставкой следует «черновик» грандиозной экспозиции, которая будет идти дальше – иранская коллекция и Османская, турецкая, часть. Постоянная экспозиция Отдела Востока − пример того, как мы начинаем осваивать в эрмитажной манере третий этаж Зимнего дворца. Многие залы третьего этажа освободились, благодаря тому, что мы создали экспозицию в Главном штабе, и теперь экспозиция Зимнего дворца постепенно приобретает новую форму».

Фото: https://www.hermitagemuseum.org

С 1250 по 1517 годы Мамлюкский султанат играл ведущую роль в политической, экономической и культурной жизни Ближнего Востока.

Предметы из коллекции музея демонстрируют и то особое значение, которое придавалось изображениям различных эмблем и знаков эмиров и султанов на вещах. Помимо султанов знаки использовали только эмиры. В основе знаков лежат символы церемониальных ведомств, в которых они служили.

Фото: https://www.hermitagemuseum.org

В начале XIV века появились эпиграфические картуши: круглые щиты, разделенные на три поля, где первоначально в центральном, а позднее во всех трех располагалась надпись восхваляющая султана.

Фото: https://www.hermitagemuseum.org

Поскольку мамлюкская геральдика так и не пришла к той системе кодификации и наследственности, как в Европе, форма щита, его цвет и цвет элементов хоть и различались, но скорее были обусловлены вкусом заказчика, нежели строгой необходимостью следовать канонам. Вся гамма цветов, используемых в мамлюкской геральдике, проявляется лучше всего в изделиях из стекла с эмалями и архитектуре. В остальных случаях – цвет знака в большей степени подчинен самому материалу (в бронзовых изделиях в основном, это серебро, изредка золото).

По материалам сайта hermitagemuseum.org

© 2021 Журнал Muslim Magazine. Сделано ПР.ОСТ.О с любовью

Log in with your credentials

Forgot your details?