Исламская этика питания

Вера всеобъемлюща, она охватывает, в том числе, и аспекты питания. Исламская этика указывает на дозволенность употребления только полезной и чистой пищи  – халяль. Обладающая этими свойствами еда, так называется по-арабски – «тайиб», то есть чистая, добрая. «О, посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно», говорится в  Коране.

В основе этики питания мусульман лежит общественная польза. Ее цель – служить интересам людей, удерживать их от дурного и вредного ради всеобщей пользы и благополучия. Кстати, именно общественную пользу многие исламские ученые считают конечной целью шариата.

И здесь исламская этика перекликается с современными тенденциями. Так, согласно определению Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию, устойчивое развитие означает удовлетворение «потребностей настоящего без снижения возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности». Забота о будущих поколениях – это и есть общественная польза в развитии.

Также одним из ключевых аспектов верного подхода к питанию является продовольственная безопасность. Причем не отдельных групп населения, а всего общества. ООН признала и взяла на вооружение концепцию «права на питание», которая зафиксирована в Декларации прав человека 1948 года. В исламской же практике это отражается в институтах закята и вакуфов – обязательной милостыни и имущественных пожертвований.

Известно, что Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) требовал от мусульман делиться едой с единоверцами. «Не уверовал в меня тот, кто ложится спать сытым, зная о том, что рядом с ним его сосед голодает», говорится в одной из хадисов. А ведь испытания голодом умме доставались нередко. Порой верующие привязывали к тощим животам камни, чтобы обмануть чувство голода.

Немаловажное значение с точки зрения этики питания имеет промышленное производство продуктов питания. На данный момент все системы производства мяса халяль в мусульманских странах и на Западе сосредоточены, в основном, на технологии убоя в соответствии с нормами ислама. При этом уважение жизни животных, видимо, остается второстепенным вопросом. Правда, в 2012 году в ЕС были, фактически, запрещены птицефабрики из соображений заботы о благе животных.

Другая проблема – инновации в области биотехнологий, например, генномодифицированные продукты. Пока влияние ГМО на человечески организм еще до конца не изучено. Однако дебаты о легализации такой продукции продолжаются даже в мусульманских странах. Голод, как говорится, не тетка.

Разрыв между желаемым (в том числе, обязательном с точки зрения веры) и возможным объясняется банальной нехваткой продовольствия. В случае его избытка, люди начинают обращать больше внимания на качество и соответствие нормам шариата. Они готовы с легкостью отказываться от запретного – ведь есть же халяль.  Вот почему более полное исполнение требований веры возможно лишь при общем росте производства продуктов питания.

Читать еще

© 2021 Журнал Muslim Magazine. Сделано ПР.ОСТ.О с любовью

Log in with your credentials

Forgot your details?