Русский – язык ислама

Социологи Таджикистана, изучив среду своих земляков, трудовых мигрантов в России, пришли к выводу, что благодаря им русский язык стал сакральным языком мусульманской веры.

Исследование «Ислам и трудовая миграция» принесло ответы на вопросы о том, как мигранты из Таджикистана меняются в религиозной среде в России и как они трансформируют деятельность исламских институтов. К такому выводу пришли в ходе исследования таджикские социологи.

Заместитель директора исследовательского центра «Шарк» в Душанбе Саодат Олимова рассказала «Немецкой волне» о первых результатах и выводах.

Она объяснила свой исследовательский интерес тем, что почти 90 процентов граждан Таджикистана, мужчин, трудятся в России «вахтовым методом». При этом они находятся в очень специфической мужской среде, где нет многих обрядов нормального жизненного цикла. Поэтому и религиозная практика у них особенная.

По словам социолога, происходит разделение. Часть трудовых мигрантов находит в исламе дополнительную опору и становится строго практикующими мусульманами. Более строго, чем у себя на Родине. Другая часть, к сожалению, начинает давать себе послабления в практике.

Еще одно наблюдение – в среде мигрантов в России происходит отказ от локальных форм ислама. Саодат Олимова пояснила что значительная часть таджикских трудовых мигрантов – это выходцы из сельской местности или небольших городов. Религиозные взгляды этих людей формировались под крышей мечети, где почти все люди знают друг друга. Часто здесь имамом был знакомый дедушка. В городской мечети, да еще и в чужой стране, порой, все по-другому. Здесь им приходится отказываться от старых представлений, от того, что «дедушка велел». В городе, тем более в крупном, в мегаполисе, вера индивидуальна.

На чужбине вера крайне важна. Вера дает мигрантам утешение и надежду. Те, кого раньше нельзя было назвать ревностным мусульманином, не расстается с Кораном. В самих сообществах, в социуме, можно говорить о кризисе доверия. В мечетях люди все еще видят друг в друге «братьев».

Мечети и джамааты помогают мигрантам в трудоустройстве, в поиске жилья, регистрации защищают их. Можно сказать, что религия спасает мигрантов от разложения в крупных мегаполисах, где, как известно, очень много соблазнов.

В последние пять лет, говорит Саодат Олимова, мы наблюдаем, как мечеть начинает поддерживать мигрантов в их стремлении интегрироваться в российское общество. Среди прочего, она дает навыки самоорганизации и даже формируется идентичность, которая позволяет таджикским мигрантам включиться в российское общество.

Казалось бы, парадокс, но благодаря мигрантам русский язык стал сакральным языком ислама. Богослужения часто проходят на русском языке, потому что нужно, чтобы все поняли. Кроме того, религиозные исламские книги стали тоже издавать на русском. Готовить такие для каждой этнической группы сложно. Вот тогда русский язык и приходит на помощь.

Читать еще

© 2021 Журнал Muslim Magazine. Сделано ПР.ОСТ.О с любовью

Log in with your credentials

Forgot your details?