Уйгурские ученые

Известно, что сейчас нашим братьям по вере – уйгурам живется непросто. Отношение к ним со стороны официальных властей Китая нельзя назвать толерантным. Религиозная практика местных мусульман серьезно ограничена. Посткоммунистические власти Китая никак не могут понять, насколько важное место в жизни уйгур занимает ислам. Между тем, представители этого сравнительно небольшого народа внесли свой вклад в историю веры.

В истории ислама вот уже целое тысячелетие известны два великих ученых уйгурского происхождения. Это Махмуд Кашгари и Юсуф Хасс Хаджиб. Они жили в 11 веке в городе Кашгаре, который входил тогда в империю Караханидов.

Махмуд бин Хуссейн бин Мухаммад Кашгари (то есть из Кашгара) родился на берегу озера Иссык-Куль. Сейчас это территория Киргизии. Его отец, принадлежащий к правящему клану, намерен был унаследовать ханскую власть, но был отравлен. После этого, в 1057 году, Махмуд покинул ставшую опасной родину и уехал в Багдад.

В столице Междуречья он написал свой самый известный труд «Диван-и-лугат ат-Тюрк», который был издан в 1077. Отпечатанный оригинал ученый представил сыну аббасидского халифа аль-Муктадира би-Лляха – Абдул-Касиму Абдуллаху. В настоящее время он находится в библиотеке «Миллиет» в Стамбуле.

«Эту книгу я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, саджами (рифмованная проза), поговорками, стихами, раджазами (стихи воинственного содержания) и отрывками из прозы», – писал Кашгари о своей книге.

«Я облегчил трудное, – продолжал он. – Разъяснил неясное и трудился годами: я рассыпал в нем из читаемых ими [тюрками] стихов для того, чтобы ознакомить [читателей] с их опытом и знаниями, а также пословицы, которые они употребляют в качестве мудрых изречений в дни счастья и несчастья с тем, чтобы сказитель передавал их передатчику, а передатчик другим».

Как видим, автор большое внимание уделял достоверности передаваемых сведений, устанавливая и указывая на их передатчика.

Махмуд Кашгари умер в в возрасте 97 лет и похоронен на кладбище Махмудийя в деревне Опал. На родине. Впоследствии его ученики возвели над могилой мавзолей.

В наши дни в усыпальнице ученого  имеется специальный зал, где регулярно читается Коран, а также музей. Рядом источник воды, которая считается целебной.

Второго ученого звали Юсуф Хас Хаджиб. Он был родом из города Баласагун (сейчас тоже Киргизия), а прожил всю жизнь в Кашгаре.

Юсуф Хас Хаджиб написал первый в истории труд по тюркской литературе на древнеуйгурском языке. Самым известным его произведением является «Кутагу билиг» («Благодатное Знание»). В нем собраны сведения по истории и культуре ислама и тюрков. Он же первым начал использовать поэтический стиль. Позже его назвали «маснави».

Подлинник «Кутагу билиг» до сих пор не найден. Однако существуют три копии: в Узбекистане, Египте и Австрии. Правда, все они имеют между собой различия.

«Кутагу билиг» настолько понравился правителю Караханидского государства Тайгашу Бугра Хану, что он назначил Юсуфа Хас Хаджиба своим главным советником.

Могилу Юсуфа Хас Хаджиба на родине украшают надписи на китайском, арабском и уйгурском языках. Его авторитет среди тюрок настолько высок, что не только уйгуры, но и киргизы пытаются причислить его к своему этносу.

Читать еще

comments powered by HyperComments

© 2020 Журнал Muslim Magazine. Сделано ПР.ОСТ.О с любовью

Log in with your credentials

Forgot your details?